Как сделать разборную форму из эпоксидной смолы своими руками

Пару форм я уже делал из гипса и силикона, но та что из гипса, оказалась практически одноразовой, но там как раз нужна была всего лишь одна копия. А та что из силикона, которую я делал для копирования снарядов для танка, перестала у меня держать форму где то на 7-ой отливке, так как заливал в неё эпоксидную смолу. Сначала думал переделать форму из силикона, располовинить её, сделав разрез посередине и заливать на этот раз в неё гипс. Но вспомнив сколько сохнет силикон, что то расхотелось ждать почти неделю, пока она будет сохнуть. Поэтому решил попробовать сделать жёсткую и разборную форму из эпоксидной смолы, чтобы отливать в неё снаряды из гипса.

Собственно сами прототипы, которые надо клонировать.


Прототипы для отливки

Для начала набросал чертёж, который чертил по всем правилам чертёжного дела, то есть на клочке бумажки 10х10, без линейки, гелевой ручкой и практически на коленке. Сразу отказался от формы из двух половинок, так как сомневаюсь что получится найти точную середину у снаряда, а значит будут проблемы с извлечением хрупкого гипса из какой то половинки. Поэтому решил разбить поперечное сечение снаряда на три части (знак мерседес). А так как нужно отливать сразу два разных снаряда, то в итоге форма будет состоять из четырёх частей.



Схема формы для отливки

Маркером на глазок прочертил на снарядах три продольные метки, чтобы по ним ориентироваться при погружении его в пластилин. После чего притопил снаряды на две трети в расплющенный кусок пластилина. Пластилин слегка подогрел на батарее, чтобы не погнуть или поломать снаряды при погружении.



Детали погружены в пластилин

Возвёл забор из пластика, из двух пластилиновых катышков сделал ключи по краям формы.



Опалубка из пластика

Слегка смазал обувным кремом выступающие фрагменты снарядов, после чего намешал и залил смолу.



Смазка для эпоксидки

Эпоксидная смола залита в опалубку

Кисточкой выгоняем со дна пузырики.



Выгоняем пузыри кисточкой

Разбираем опалубку

Счищаем пластилин с формы

Часа через три разобрал опалубку и счистил пластилин с каждого снаряда ещё на треть.



Счищаем пластилин с формы и прототипа

Повторно всё тоже самое, возводим опалубку, смазываем снаряды, не забываем смазывать уже готовые и оголившиеся половинки, заливаем эпоксидку. Эпоксидку заливаем так, чтобы оба бассейна не соединялись между собой.



Строим опалубку и заливаем смолу

Завершающий этап, вычищаем пластилин из середины, стараясь не стронуть с места уже готовые формочки. И в третий раз повторяем всё вышеописанное для последней формы.



Счищаем остаток пластилина с формы

Эпоксидная смола ЭДП

Залита последняя половина формы

Готовая форма

После застывания эпоксидки, разъединяем наши половинки и извлекаем снаряды.



Извлекаем прототипы из эпокидной формы



Замки для крайних половинок решил сделать сверху, поэтому дремелем выбрал выемки на стыках и залил в них смолы. Перед этим не забываем залепить шов пластилином (сдавив кусочек пластилина между половинками), чтобы смола не утекла вниз. Ну и конечно не забываем смазать проточенные выемки на средней форме, чтобы наш ключ не приклеился к ней.

Вообще то расположение замков лучше продумать заранее, тогда не придётся ничего точить. Просто по ходу создания половинок, в нужных местах будете добавлять катышки из пластилина или наоборот делать ямки. Я же поленился составлять проект ещё и для ключей, поэтому пришлось добавить их после, ибо формы немного гуляли.



Вытачивание замков на форме

Отливка ключей на форме

Так же дремелем проточил заливные отверстия для гипсовой смеси. Подготавливаем формы для первой отливки, смазав их тонким слоем машинного масла и смотав резинками.



Форма из эпоксидной смолы своими руками

Форма из эпоксидной смолы

Алебастр намешивал пожиже, чтобы легче заполнялась форма. Марочная прочность гипса который я использовал Г4-Г5. Для заделки подрозетников и швов может этого и достаточно, но в моём случае он оказался слабоват.



Гипс

В качестве арматуры, решил использовать куски медной проволоки диаметром около 1 мм.



Моток медной проволоки



Собственно первая заливка. Заливал сначала половину формы, благо форма прозрачная и позволяет видеть количество смеси. Хорошенько утрясывал её выгоняя пузырики, затем бросал следом арматуру и заполнял форму гипсом до конца. Если бросать арматуру в пустую форму, то становится сложнее выгонять пузыри ибо для смеси остаётся очень мало свободного места из-за неё.



Заливаем гипс в форму

С разборкой такой формы вообще не возникло никаких трудностей. Полностью гипс не сушил в форме, так как это было бы очень роскошно. Но из-за того что гипс заливал очень жидкий, практически вода, то выжидал не меньше 20-30 минут и будьте добры на выход.



Разбираем форму из эпоксидной смолы

Разборная форма из эпоксидной смолы

Отлитые детали из гипса

Снаряды из алебастра

Ну а дальше понеслась монотонная работа по клонированию боекомплекта. Форму в воду, смываем, счищаем зубочисткой остатки гипса, особое внимание уделяем отпечаткам снаряда, так как там со временем прилипает гипсовый налёт. Сушим или обдуваем, протираем детали формы, смазываем маслом, собираем и заливаем гипс.



Моем форму в воде

Заметил одну особенность. Если форма мокрая, то становится тяжело заполнять её гипсом из-за воздушных пробок и малого сечения заливного отверстия. Но стоит её протереть или высушить перед заливкой, то проблема с заливкой пропадает. Видимо связано это с щелями в разборной форме, когда форма собирается мокрой, все её щели заполнены водой и при заливке смеси, воздуху некуда деваться и образуются пробки.



Сушим детали формы

Как то так выглядят уже готовые клоны.



Снаряды kwk 36 из гипса



Конечно без раковин никуда, но их можно зашпаклевать самим же гипсом или же решить эту проблему количеством отливок, отлить больше чем нужно а потом выбрать лучшие отливки. Облагораживаем всё это дело наждачкой, грунтуем, красим, клеим декали. Грунтовать вообще то не обязательно, но у меня очень нежные отливки получились, поэтому решил немного закрепить это дело, хотя бы поверхностно.



Снимаем заусенцы с гипсовой заготовки

Красим снаряды для танка Тигр

Tiger ammo, боекомплект для танка тигр

В общем если надумаете отливать такие карандаши этим способом, то гипс лучше поискать покрепче. Густую смесь в отверстие диаметром 5 мм тяжело загнать самотёком. А если разбавлять водой очень сильно, то на выходе получаем хрупкий мел. Пробовал отливать без арматуры, так они у меня через один ломались при извлечении из формы. И это при том что держит отливку только треть формы, что уж говорить про форму с большей окружностью. Кстати с арматурой ни один снаряд не сломался при извлечении.

Почему то думается что с формой из силикона процесс изготовления пойдёт быстрее ибо форма мягкая и гипс из неё легче извлекать. Но я не стал делать из него форму второй раз, уж очень долго он сохнет.

Написать сообщение автору
Автор: Nikolay Golovin - - - - - - - -
4.02.2014












Комменты из ранее удалённого виджета Disqus.


  • какой вы использовали эпоксид? Смола ЭД-20 эпоксидная или другой какой то? я занимаюсь стендовым моделированием, и мне ваш опыт очень пригодится. Так-как литники покупать дорого (снарядов, зип-а, траков) хочу сделать копию с оригинала и потом размножить для последующих моделей. Вот к примеру таких вот колёс 2014-05-10 15:26:34 Игорь

  • и можно ли как-то придумать отливку сборных траков из бумаги (лазерная резка) к примеру 2014-05-10 15:42:17 Игорь

  • Использовал обычную нашу эпоксидку. Сейчас специально осмотрел всю коробку и инструкцию, но так и не нашёл ничего похожего на ЭД-20. Вот здесь http://mnogohlama.ru/Index/Ruchka_k_Indesit_W105TX.html она у меня засветилась. На счёт траков, даже не знаю что и посоветовать ибо с лазерной резкой не сталкивался. 2014-05-10 16:57:57 Николай

  • вчера замешал эпоксидку и сделал 1 отливку формы, мешал 1:10 1 куб см затвердителя на 10 эпоксидки. Субстанция сохла долго и даже когда кинуо л в морозилку застыла но потом побыв мин 5 на воздухе при т +20 стала липнуть опять, что делаю не так? 2014-05-17 07:13:29 Игорь

  • Тоже иногда с этим сталкивался, после отливки, деталь оставалась резиновой и не твердела. Не знаю из-за чего это происходит, то ли партия эпоксидки такая, то ли положение солнца влияет на результат. В общем, всегда стараюсь лить чуть больше отвердителя и очень тщательно перемешивать. На счёт морозилки, на сколько я знаю, схватывание ускоряется именно при нагреве (в тепле), холод только замедляет этот процесс. Поэтому если позволяет форма, то после заливки, всегда кладу её на батарею. 2014-05-17 07:55:45 Николай

  • спасибо тебе добрый человек))) 4й год ищу идеальный бюджетный способ для создания шарнирных BJD 2014-10-26 23:34:12 А_В

  • Спасибо Вам большое! Ваш опыт очень помог мне. 2015-02-24 22:53:45 Нина

  • Попробуйте проточить в конце снаряда тонкий воздухоотвод и заливать гипс мед шприцом и все будет отлично ;) 2015-11-17 12:12:30 Dimitriy

  • Спасибо за совет, вот только уже скоро год будет, как собрал эту модель и поставил на полку, поэтому надобность в этой формочке уже отпала. Хотя ваш совет может пригодиться тем, кто ещё собирается делать нечто подобное. 2015-11-18 08:06:44 Николай

  • Ну всё, армия теперь, в полном вооружении! =) 2015-12-29 05:37:49 Жека

  • У меня несколько глупый вопрос. Однако внятно эту тему не освещают в инете. Можно ли использовать форму из эпоксидки для фигурок из эпоксидки? Не схватываются ли они? И насколько реально это предотвратить? 2016-05-18 05:14:53 Илья Шарапов

  • Если деталь не очень сложная по форме, то вполне можно сделать формочку из смолы, главное найти хороший разделитель. Проблемы появятся, если разделитель окажется не подходящим или же вообще забудете смазать форму перед заливкой. Здесь кстати http://www.mnogohlama.ru/Index/Koleso_iz_epoksidki.html я пытался лить колёсики квадратного сечения, как раз таки в смолу. 2016-05-23 12:06:14 Николай



Другие странички сайта







При копировании материалов с сайта, активная обратная ссылка на сайт www.mihaniko.ru обязательна.
Автор: Nikolay Golovin / mh@mihaniko.ru
Мой хостинг-провайдер BeGet.ru
12 04 2012